Речная цивилизация протоказахов

 

Способность народов подняться до уровня цивилизации, по мнению большинства современных ученых, была связана не с какими-либо особыми «племенными» качествами, а исключительно с внешними, прежде всего географическими, причинами и,  в принципе, имеется  у каждого этноса. Оптимальные условия для создания цивилизации создает географическая среда, приемлемая для существования  человека, но препятствующая кочевничеству.  Иными словами, отталкиваясь от известного закона А. Тойнби, «вызов» должен быть не очень слабым, но и не слишком сильным, а способным разбудить внутренние, созидательные потенции этноса.

Все цивилизации Центральной Азии и Евразийской степи, в том числе протоказахов, первоначально базировались на достижениях и принципах существования речной цивилизации. Гипотеза о речной цивилизации протоказахов впервые  выдвинута автором  в ниже  приведенной работе, а также в его докладе на конференции «История и генезис казахской цивилизации». Там же высказана мысль о том, что речная цивилизация порождает как номадические, так и земледельческие общества.

В Центральной Азии речная цивилизация была основана племенами кангюйев, жизнь которых нашла отражение в «Авесте». Если Канг – одно из древних названий Сырдарьи, то логично родину кангаров-кенгересов отнести к дельте Сырдарьи, Амударьи, других крупных рек и водоемов. Кангюй можно квалифицировать как одно из крупных древних государств Казахстана с четко выраженными признаками  речной цивилизации.

Данная гипотеза выдвигается впервые и опирается на комплексный анализ трудов наших предшественников и наработок специалистов в области геокультуры.

Так, в книге А. Маргулана «Мир казаха» (стр.43) указана столица народа кангюй - г. Битянь, который находился в среднем течении р. Сырдарьи, примерно в 1000 км от древнего города Фергана. Кангюйцы охотились на водоплавающих птиц – гусей, уток, пеликанов, собирали и использовали в пищу яйца. Было развито рыболовство, о чем свидетельствуют археологические находки рыбных костей и орудий лова. Рыбу били острогами, гарпунами, ловили сетями, неводами, бреднями и другими снастями. Возле г. Аягуз на берегу реки стоит необычная гора, которая называется Битянь. Здесь логично напрашивается следующая параллель: возможно, что река в древности называлась Ай-угуз или Ая-угуз, то есть маленькая  река. Кангюйцы  же, завоевав  новые земли, по аналогии или ностальгии назвали свою столицу в честь той горы, что была у них на родине – Битянь.

В древних городах, расположенных вдоль берегов тогдашних рек, заготавливали рыбу в таком большом количестве, что ее хватало не только для торговли, но и на зимний период, свидетельством чего являются обнаруженные археологами многочисленные рыбокоптильни. Об одной такой рыбокоптильне  в древнем городище  Куйрыктобе (I–V вв.), расположенной на берегу Сырдарьи, где были собраны рыбьи кости, рассказывается в книге К. Байпакова. Знали они и о диковинных обитателях океанов, таких как, например, осьминог («сегiзаяқ» - по-казахски). В известном стихотворении Абая Кунанбаева «Сегiзаяқ» говорится о силе поэзии, сравниваемой с поведением  осьминога и воздействующей на все фибры души. Значит, осьминог – сегiзаяқ сохранился в народной памяти – своеобразной летописи жизни. Видимо, когда-то и где-то казахи его видели, что свидетельствует о громадном ареале  их расселения.

Слово «балык», качественная, точнее копченая красная рыба вошло в словарный запас всех языков бывшего СССР. Балыº – название города встречается в орхоно-енисейских текстах. Саки, гунны, тюрки и другие народы довольно часто использовали это слово,  многое обозначали «балыком» - рыбой, а о рыбе так часто говорят, когда ее много, когда ее ловят сетями, умеют перерабатывать и хранить. Отсюда, видимо, пошло выражение: в городах людей так много, что они кишат как рыба. Городов по имени Балык в древности было достаточно. Самые известные из них: г. Балк, Балых – столица  древней Бактрии, Кушанской империи, возможно и Кангюй; Хан-балык – название Пекина в средние века; Баласагун – назывался еще как Кубабалык (Кубалык) – т.е. красивый город на берегу Шу; Бесбалыº недалеко от Урумчи; Или-балык на берегу реки Или и др. Самое интересное, что правителей городов в те времена, с VXV вв. называли Балыкшы (рыбак), что в переносном смысле означает градоначальник. Хроники говорят о том, что в XIII веке Чингисхан в г. Туркестан назначил  балықшы – по-современному – мэра или коменданта.

Рыболовные сети древних казахов были трех типов: сүзгі (сачок), құрма еть) қалта (карман – для ночной ловли). Рыболовные крючки, гарпуны и другие орудия лова - частые находки при археологических раскопках. Этой теме посвящено много исследований, в том числе специальные терминологические словари. Слово океан – во всех европейских, а также на русском языке звучит одинаково, даже на персидском –«окионус», тогда на казахском языке звучит по другому «мухит».

Реки и другие водоемы были местом обитания разнообразных и многочисленных водоплавающих птиц. Мясо птицы, яйца употреблялись в пищу, перья и пух использовались в быту. Лебеди и гуси в жизни казахов имели культовое, я бы даже сказал, сакральное значение. Не зря одним из вариантов происхождения этнонима казак рассматривается как: «каз-ак», что означает гусь белый. Термин құсшы – буквально птичник, использовался в качестве синонима слова: советчик, умный человек. Использовался и другой вариант – құсбегі в смысле – король птиц или дрессировщик ловчих птиц.

Речная цивилизация (или прибрежная морская), конечно, в первую очередь использует дары морей и рек, но это не всегда является преобладающей нормой. Об этом свидетельствует исследование останков индейцев Южной Америки, живших на побережье Тихого океана, пища которых на 90% состояло из зерна кукурузы. Позднее казахи также преимущественно перешли на мясо, молоко, мучные изделия, фрукты, овощи, все больше отказываясь от рыбы. Реки стали больше использоваться как источник орошения в земледелии, как транспортное средство и как вспомогательный источник продовольствия. Ирригационные системы были хорошо развиты даже в Центральном Казахстане. В древности (в эпоху поздней бронзы) пользовались плотинами для сбора  талой воды на малых реках. Плотины и запруды, кроме использования воды для нужд земледелия и скотоводства, применялись для мокрой флотации (промывки) медной руды в древних плавильных центрах. Хозяйственное освоение сухих степей началось  в тот период, когда пастушеские племена, живя по законам речной цивилизации, накопив опыт в устройстве колодцев, плотин, создании искусственных водоемов, перешли к новым формам хозяйственной жизни. Отсюда можно сделать вывод, что речная цивилизация более первичная и выступает как  основа других типов цивилизаций, особенно земледельческой, кочевой и городской. Города преимущественно строились по берегам рек, озер, морей, где были в избытке пресная вода, речные и морские дары. Собственно откочевка  была только в летнее время и чаще  вдоль реки и в горы, где также было много воды.

В родословной казахов много терминов и названий родов связано с речными или  морскими обитателями. Например, крупные племена назывались: бака-лягушка, несколько мелких родов: ескек-весло, и т.д. Аральское море  в древности  называлось Кердеры, это название  большого рода в Младшем жузе, который проживал  рядом с морем.

Народ «великие огузы», возможно берет свое название от слова  угуз -река, дарья. Одно время река  Амударья называлась угуз – окс. Отсюда, например, город Александрия,  основанный  Александром Македонским в верхнем течении Окса – Амударьи, а также столица огузов - Жанкент на Сырдарье, около нынешнего Казалинска.

О наличии судоходства в Казахстане данных сохранилось мало, а вот о средиземноморских моряках тюрках известно многое. Они одними из первых научились на парусниках идти против ветра! Форма для отливки штурвала корабля была найдена на Алтае близ села Канай (опять – сравните кан, канал).

Саки широко использовали бурдюки, сделанные из желудков крупных животных как надувные плавательные средства. Их войска возле каждой реки постоянно держали паромы для  быстрой переправы через нее.

Самым древним, известным в истории народом, населявшим степи Причерноморья и ведшим кочевой образ жизни, являются киммерийцы (кемерлер) – «люди, обитающие на побережье», поскольку слово «кемер» в переводе с древнетюркского казахского означает «берег моря, подмываемый волнами». Киммерийцы жили между Черным (Евксинским, –т.е. скифским) морем и Азовским морем около трех тысяч лет назад, на рубеже II и I тысячелетий до н.э. Киммерийцы были протоскифами, об этом говорит их образ жизни, а также  археологические свидетельства в виде дошедших до нас  памятников культуры. Самым древним писателем, в произведениях которого упоминаются киммерийцы, был великий древнегреческий эпический поэт Гомер:

Скоро пришли мы к глубоко текущим водам океана,

Там киммериян печальная область, покрытая вечно

Влажным туманом и мглой облаков.  (Одиссея. Песнь XI, 14–19).

Киммерийцы – по-казахски кемер, и не отсюда ли происходит термин «кеме» - корабль. Или протоказахи называли людей, строивших корабли, кеме – кемеры, т.е. кораблестроители. Эль-кемеры, строившие корабли для всего сако-скифского мира, жили на побережье Каспийского и Черного морей.

Есть и другой интересный факт – это древнегреческая  карта Ойкумены (см. рис 2 из 10, стр. 43)  I тысячелетия до н.э.  На карте видны места  проживания киммерийцев возле Черного моря и европейского побережья Атлантического океана. Такой разброс в расселении киммерийцев имеет единственное объяснение: они как мореходы могли  в поисках лучших мест проживания оказаться в любых прибрежных зонах. Из-за отсутствия навигационных приборов при плавании им приходилось двигаться вдоль линии морского побережья.

Киммерийцы еще до нашей эры совместно со скифами – ашкенази переселились в западную Месопотамию и Малую Азию. В Турции очень много городов и селении с названием Кемер и не все находяться на побережьи.

По поводу названия государства Мальта ученые никак не могут договориться, мне кажется, это слово имеет тюркские корни. По-казахски (тюркски) малта означает  «плавать». Действительно, до острова можно добраться только вплавь. Возможно, первыми на острове поселились киммерийцы.

Казыгурт. С незапамятных времен у казахов существуют легенды о горе Казыгурт, к которой причалил Ноев ковчег (корабль).

Наиболее древней версией всемирного потопа является шумерийская, их пророка Ноя зовут Утнапиштим. У шумеров эту легенду переняли вавилоняне, в то же время о ней узнали и протоказахи. В казахской  легенде  о всемирном потопе рассказывается, что ковчег-корабль с 80 праведниками, во главе которых был пророк  Нух (Ной), со множеством животных и насекомых долго носился по безбрежным волнам, не имея пристанища. Через семь месяцев, после начала потопа ковчег приплыл к горе Казыгурт (высота 1768 метров, район современного г. Шымкента). В музее г. Шымкента выставлены останки различных морских живностей, найденные вокруг Казыгурта среди них зубы акул, которых, видимо, занесло потопом (рис.5). Мы уже стали свидетелями трагедии от цунами в Юго-Восточной Азии 26 декабря 2004 г., теперь реально можем представить и всемирный потоп.

Действительно, вершина горы, несмотря на такую высоту, состоит из глинистых пород, как будто она была дном океана. В этом мне пришлось  лично убедиться летом 2003 года, когда  в составе научной экспедиции я поднялся на эту вершину (рис.6). Местные жители о происхождении ее названия рассказали следующую легенду. Когда корабль  причалил  к горе, море  еще бушевало и чтобы остановить корабль пришлось  вбить в землю якорь, что по-казахски звучит как казык. До сих пор сохранилось место, куда якобы забивали якорь. Казыгурт  означает  «казык-ур» - забей якорь. Великий ученый  древности Анахарсис (скиф), проживая в Греции  в Афинах, по свидетельству современников, придумал якорь (жил он в период 638-559 гг. до н.э.). Но вернее всего, что он его не изобрел, а просто знал о его назначении и конструкции. До нас дошло его высказывание: «самый безопасный  корабль – тот, который  вытащен на берег».

Музыка. Гунны первоначально жили  в Китае, свыше 2200 лет назад вдоль побережья желтой  реки – Хуанхэ, и занимались  рыбной ловлей, земледелием, строили  корабли, вели торговлю. Когда гунны были вытеснены из родных земель, то, тоскуя по родным местам, они сочинили мелодию для свирели «Желтая река». И эта музыка в виде  кюя – произведения,  переложенного  на домбру,  дошла до наших дней под тем же  названием, в 2-х вариантах. Автор вышеназванного кюя  «Желтая река» известен, это поэт–импровизатор Саймак.

Гумилев приводит интересный пример выращивания хазарами- казахами рыбы.

Сарматы обитатели степей, в  III веке были вытеснены гуннами, также не задержавшимися в дельте Волги. Начиная с IV века, здесь появляются хазары, народ совершенно иного склада и вероисповедания – рыболовы и земледельцы. Эпоха IV–IX веков характеризуется периодом длительного увлажнения аридной зоны. Следовательно, гумидная зона давала мало влаги, и Волга вошла в русло многочисленных протоков, промытых ею за минувшие 200 лет. Сформировался особый дельтовый ландшафт, где кочевой образ жизни был невозможен. Это был зеленый остров  среди окружавших его степей, и таким его представляет еврейско-хазарский  документ X века: «Страна наша не получает много дождей. В ней имеется много рек, в которых выращиваются много рыбы. Есть в ней у нас много  источников. Страна плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников, садов и парков. Все они орошаются из рек… Я живу внутри острова»12. Таким образом, если каган жил на острове, то значит, он пользовался судном, но откуда он его брал?

На восточном побережье Каспийского моря на северной оконечности Казахского залива  у мыса Токмак обнаружен необычный археологический памятник – сооружение в виде огромного каменного корабля, утопленного в землю (см. рис.7). Оно служило стапелями для изготовления кораблей, современным языком было верфью. Нос его повернут в море. Возраст находки, возможно - 1-е тысячелетие до н.э. Контур ее выложен из поставленных вертикально необработанных каменных  плит высотой до 50 сантиметров. Длина корабля около 14 метров, наибольшая ширина 4 метра. С правого борта имеется вход  шириной около 2 метров. В центре – каменная прямоугольная  выгородка из тех же плит. Отсутствие каких-либо находок при раскопке ладьи огорчило археологов, так как лишало возможности ответить на два основных вопроса, встающих перед наукой: когда и кем был сооружен этот памятник? Вернее памятники, так как в 200 метрах к северу  от нашей первой находки мы обнаружили второй аналогичный  корабль, но несколько худшей сохранности. В свое время река Амударья впадала в Каспийское море в районе мыса Токмак. Один из кораблей  того времени  стоит ныне в музее села Шауелдер  рядом с г. Шымкент (см. рис.8а, 8б). Суда проходили путь от Азовского моря через р. Дон до Волги и Каспийского моря затем на повозках до Арала и выше по рекам Сырдарья и Амударья. Возможно, был и другой вариант: корабли могли пересекать Каспийское море прямо и перегружать товары на одно из направлений Великого Шелкового пути, как указано на карте (A Search for the Light of the EastSilk Road and the Korean Culture. Kyongju World Culture 2000. Pp. 10-11) (рис.9). Экономическая выгода здесь очевидна. В этом месте, на полуострове Мангистау, возможно, изготавливали или ремонтировали  эти корабли перед отправкой.

Совершенно невероятным может показаться тот факт, что степняки могли не только преодолевать реки  при помощи плотов и понтонных  мостов, но и высаживать десанты на морских судах. Марко Поло, итальянский путешественник и дипломат, рассказывает, как войска Хубилая решили взять… Японию: «Послал он сюда войско морем» (Книга Марко Поло… -Алма-Ата: Наука, 1990. –с.156). Япония по Марко Поло  – это остров Чипингу.

И совершенно потрясают данные, приводимые Марко Поло, о том, на каких судах плавали купцы и дипломаты Хубилая в Индию и обратно. Это были корабли из елового леса. В них могло быть до шестнадцати кают – «покоев». На них было до четырех мачт. К ним добавлялись зачастую еще две мачты. Стены у судов были двойные. Сколочено все «железными гвоздями». Кипчаки знали двух парусный корабль – UШАN.

Многие реки названы именами племен – элей казахов, Сырдарья – кан, по имени Канглы, реки – Аргунь на Кавказе и приток Амура, по названию крупного племени Аргыны, Аральское море в древности называлось Кердеры, Огузы – окус и Аягуз. Особо следует отменить, что Каспийское море называлась Хазарским, а современное название Кас+Пи происходит от Кас-саков и Пи-саков. На зарубежных картах средних веков  море Азов указано как – Азак, Асак, т.е. hасак, как во французском языке и на казахском  h –иногда не читается. Юго-восток Казахстана называется: Жетысу – Семиречье.

«Савромат» - это слово образуется от этнонима «савар»/«сувар» + «эр» («водные люди») + компонент «мат». «Исседон» - это тоже тюркское племя, с древнетюркского языка надо переводить не «ич»/ «ис», а «исси»/ «иссе» («горячий») + «дон» («река»)= «горячая река» (Лайпанов К.Т., Мизиев И.М. О происхождении тюркских народов. –Черкесск: изд. ПАО «ПУЛ», 1993. –с.88).

Подъем уровня Каспийского моря постепенно привел к затоплению легендарного государства Хазар, как в свое время Атлантиды. А может легенда об Атлантиде появилась в связи с затоплением земли и островов Хазар или городов приаралья? Не зря Гумилев назвал одну главу своей монографии «степной Атлантидой», тем самым гипотетически подтвердив наличие развитой речной цивилизации хазар-казахов.

Я бы сказал больше, археологическая экспедиция Кызылординского государственного университета им. Коркыта 2001 г. на дне высохшего Аральского моря  нашла руины  двух древних городов. Их условно назвали  Кердери–1 и Кердери–2, а период существования этих городов – степной Атлантиды датируется XI–XV веками. Археологические экспедиции в эти города продолжаются.